БУКРАНИЙ
В полпятого вечера Макс является в мою комнату и с надеждой спрашивает:
— А в твоих чемоданах не осталось местечка?
По опыту знаю, что нужно твёрдо сказать «нет». Секундное колебание — и я слышу роковую фразу:
— Тогда возьми к себе парочку, ладно?
— Чего, книг?
Макс удивляется:
— А чего же ещё?
Он рысью бросается к себе, приволакивает два толстенных тома и плюхает их поверх костюма «супруги строителя империи», который красуется уже почти под самой крышкой чемодана. Я издаю крик протеста, но поздно.
— Чепуха! — говорит Макс. — Здесь ещё полно места!
И давит на крышку, которая решительно не желает закрываться.
— Чемодан и сейчас полупустой, — бодро заявляет Макс, но, к счастью, его внимание привлекает второй чемодан, из которого торчит край пёстрого льняного платья.
— Что это? — спрашивает он.
— Платье! — сурово отвечаю я.
— Любопытнейший орнамент! — говорит он. — Это же символы плодородия!
Да, непросто быть женой археолога! Даже самому безобидному на вид узору они дадут научное обоснование!
<...>
В слое пятитысячелетней давности мы находим прелестные глиняные вазочки, покрытые насечкой, — на мой взгляд, настоящие произведения искусства, все ручной работы. Мы находим и «мадонн» того времени — эти грудастые фигурки в тюрбанах, примитивные до гротеска, несомненно приносили кому-то помощь и утешение в трудный час. Керамика показывает удивительную эволюцию орнаментального мотива под названием «букраний» — простое изображение бычьей головы со временем становится всё более стилизованным и под конец совершенно неузнаваемым для того, кто не видел всех его промежуточных стадий. И вот я с замиранием сердца узнаю этот узор на собственных платьях из набивного шёлка! А ведь как звучит — «букраний»! Не какая-нибудь там «цепочка ромбов»!
А. Кристи, «Расскажи, как ты живёшь»